После трех сложных сезонов в Alfa Romeo/Sauber стартовую решетку Формулы-1 покидает Валттери Боттас. И на этом прерывается 35-летнее финское присутствие в чемпионате.
Карьеру Боттаса в Формуле-1 можно разделить на три этапа: до Mercedes, в Mercedes и после Mercedes. Дебютировал пухлощекий финн в 2013 году в составе Williams. В то время одним из акционеров команды был Тото Вольфф. Он же вел дела молодого пилота.
Первый сезон выдался сложным - Валттери заработал всего 4 очка за восьмое место на предпоследнем этапе в США. Зато 2014 год, когда Williams перешла на силовые установки Mercedes, получился просто удачным: два вторых места и четыре третьих - в итоговой таблице Боттас оказался на четвертой строчки. Следующие два сезона пошли по наклонной вниз: два подиума и 5 итоговое место в 2015-м и один подиум и 8 место в 2016-м.
2014 год, Williams, первый подиум в Австрии
В конце 2016 года Mercedes неожиданно покинул новоиспеченный чемпион Нико Росберг. В то время руководителем немецкой команды уже был Вольфф. В качестве замены немецкому чемпиону он пригласил своего подопечного.
Оказаться за рулем Mercedes в то время было мечтой любого пилота. Но была проблема - один из кокпитов занимал Льюис Хэмилтон. После проигрыша титула Росбергу британец был неудержим на протяжении четырех сезонов. В начале каждого года Валттери делал громкие заявлении о том, что все увидят Боттаса версии 2.0 (3.0 и так далее). Но новые версии всегда оказывались в тени чемпиона. За пять лет финн одержал 10 побед и дважды стал вице-чемпионом.
2017 год, Mercedes, Владимир Путин вручает кубок за победу в Сочи
В конце 2021 года Вольфф принял решение заменить Боттаса на Джорджа Расселла. Говорят, Хэмилтон был против, поскольку ему было комфортно с пилотом уровня Валттери. Однако руководство Mercedes побоялось упустить молодого таланта в лице Джорджа.
Вольфф пристроил Боттаса в команду Alfa Romeo, где до этого доживал до пенсии другой финн Кими Райкконен. О победах пришлось забыть, но Валттери очень радовался тому, что, наконец, получил трехлетний контракт, ведь прежде с ним подписывали только однолетние соглашения. А еще он сменил имидж: отрастил усы и длинные волосы.
2022 год, Alfa Romeo
Однако за три года команда из Хинвила опустилась на самое дно, и вместе с ней в самом конце турнирной таблицы оказался и Боттас. Вся надежда была на участие в проекте Audi, но новое руководство предпочло заменить ветерана на перспективного бразильца Габриэля Бортолето.
Боттас вернулся в Mercedes, но уже в роли резервного пилота. Финн не скрывает, что ждет сезон-2026, когда в чемпионате дебютирует новая команда Cadillac. Вдруг им понадобится опытный пилот?
А пока же нас ждет первый с 1989 года сезон без финских пилотов.
Статистика выступлений: 246 стартов, 10 побед, 20 поул-позиций, 19 лучших кругов, 67 подиумов, 1797 очков, лучший результат в чемпионате - 2 место (2019 и 2020 годы).