В День России мы решили вспомнить, кому из россиян удалось хотя бы дотронуться до Формулы-1.
Сергей Злобин
В середине 2002 года компания Газпром неожиданно стала спонсором слабенькой команды Minardi (ныне это RB). В качестве нагрузки там в роли тест-пилота появился 32-летний Сергей Злобин, прямо скажем, не блиставший в других гоночных сериях. Осенью того же года Злобин провел четыре тестовые сессии в Фьорано, Муджелло и Валенсии, откатав на прошлогодней машине Minardi PS01 в общей сложности 400 километров.
В середине 2003 года Газпром так же неожиданно отказался от сотрудничества с Minardi, но Сергей остался в команде, хотя за руль ни разу не сел.
В сентябре 2004 года Злобину удалось заручиться поддержкой банка "Северный морской путь" и провести тесты в Валлелунге за рулем боевой Minardi PS04B. На этом история Сергея в чемпионате заканчивается.
После были гонки на выносливость. В 2014 году Злобин в составе SMP Racing стал чемпионом WEC в классе LMP2.
Роман Русинов
В то время как возрастной Сергей Злобин осваивал спонсорские деньги за рулем далеко не новой Minardi, за титул чемпиона в Формуле Palmer Audi боролся 20-летний Роман Русинов. В двенадцати гонках россиянин семь раз поднялся на подиум, и такие результаты позволили лидировать в чемпионате до последнего этапа. Однако в финале Роман пропустил двух соперников. В 2003 году Русинов провел несколько гонок в европейской Формуле-3000. Увы, для дальнейшего роста не хватило спонсорских средств.
В 2005 году канадский предприниматель, выходец из Советского Союза, Алекс Шнайдер выкупил команду Jordan. В планах у него было создание российской команды. И вот тут вспомнили про российского пилота Русинова, который к тому времени обосновался в гонках на выносливость.
Презентация Jordan прошла на Красной площади. В фотосессии принял участие и Роман, получивший многообещающую должность тест-пилота. Однако все ограничилось одним днем тестов в декабре на трассе Херес.
В 2006 году команда была переименована в Midland. В чемпионате она была заявлена под российской лицензией, а Русинов сохранил должность тест-пилота. Очевидно, Шнайдер рассчитывал на привлечение инвесторов из России, и российские пилот и лицензия выступали в качестве приманки. Но трюк не сработал, и в середине года новым владельцем команды стала голландская компания Spyker. Роман в том сезоне за руль Формулы-1 так и не сел.
Русинов, в минувшем октябре отпраздновавший 42-й день рождения, продолжает выступать в гонках на выносливость. В 2015 году он стал чемпионом WEC в классе LMP2 в составе команды G-Drive Racing.
Виталий Петров
В 2006 году в серии GP2 дебютировал Виталий Петров. За четыре года уроженец Выборга выиграл четыре гонки, а в сезоне-2009 стал вице-чемпионом, уступив Нико Хюлкенбергу. В 2010 году россиянин получил место боевого пилота в составе команды Renault. Не обошлось без серьезных спонсорских вложений со стороны российских компаний и даже вмешательства Президента России Владимира Путина.
В дебютном сезоне Виталий часто ошибался, но больше всего он запомнился сильной гонкой на финальном этапе в Абу-Даби, когда фактически лишил чемпионского титула Фернандо Алонсо. Старт сезона-2011 был многообещающим: Виталий поднялся на третью ступеньку подиума в Австралии. Но затем результаты упали, и во многом это объяснялось отсутствием прогресса в доработке машины. В конце сезона Петрову пришлось покинуть команду.
Карьера получила продолжение в более слабой команде Caterham. Заработать очки не удалось, но на последнем этапе в Бразилии Виталий финишировал 11-м, и этот результат позволил команде подняться на десятое место в кубке конструкторов и заработать весьма весомую сумму призовых. Однако взамен руководство Caterham отказалось от услуг Петрова.
В 2014 году Петров принимал участие в кузовной серии DTM, но особых успехов не добился. В последние годы Виталий выступает в гонках на выносливость.
Михаил Алешин
В 2003 году при поддержке компании Лукойл европейские трассы начал штурмовать Михаил Алешин. Результаты в младших формулах оказались настолько успешными, что россиянин стал участником программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Однако в 2010 году Red Bull отказалась от Алешина, но именно тот сезон стал одним из самых успешных в карьере Михаила: в напряженной борьбе с Даниэлем Риккардо российский пилот стал чемпионом Формулы Renault 3.5. В качестве приза Алешин получил право провести тесты за рулем болида Формулы-1.
Призовые тесты состоялись в ноябре 2010 года на трассе Яс-Марина. За рулем Renault R30 Михаил откатал 58 кругов и показал десятый результат. Увы, эти тесты Формулы-1 стали первыми и последними для Алешина. В отличие от поверженного им Риккардо, который в итоге стал пилотом Red Bull.
В дальнейшем Алешин выступал в различных чемпионатах, в том числе и в гонках на выносливость. В 2014 году он стал первым российским пилотом, поднявшимся на подиум в заокеанской серии IndyCar.
Даниил Квят
Если Виталий Петров пробился в Формулу-1 во многом благодаря спонсорской поддержке, то Даниил Квят заработал место в чемпионате своим талантом. В 11 лет парень из Уфы приехал в Италию, где выступал в различных картинговых соревнованиях. Сначала Даниил получил поддержку Лукойла, а затем стал членом программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Квят прошел через Формулу BMW, Формулу Renault 2.0 и европейскую Формулу-3. В 2013 году он уверенно выиграл чемпионат GP3, чем заслужил шанс дебютировать в Формуле-1 в составе Toro Rosso.
По ходу сезона-2013 Квят дважды принимал участие в пятничных практиках, а в 2014 году вышел на старт в качестве боевого пилота Toro Rosso. С 8 очками Даниил занял в чемпионате 15 место. В конце сезона россиянин пошел на повышение, заняв в Red Bull место ушедшего в Ferrari Себастьяна Феттеля.
В 2015 году Квят заработал 95 очков и занял 7 место, опередив более опытного партнера по команде Даниэля Риккардо. В Венгрии Даниил поднялся на вторую ступеньку подиума - пока это лучший результат для пилотов из России.
Сезон-2016 начался с подиума в Китае, однако после домашнего этапа в Сочи Даниила неожиданно перевели обратно в Toro Rosso, поменяв местами с Максом Ферстаппеном. Квят тяжело воспринял понижение и не смог оправиться до конца сезона, заработав всего 4 очка. Ситуация не улучшилась и в 2017 году: 5 очков в 15 гонках. В результате еще до окончания сезона россиянина заменили на новичка Брендона Хартли.
В 2018 году Квят работал тест-пилотом Ferrari. Но через год он вернулся за руль боевой машины Toro Rosso - новички не оправдали надежд, и Хельмут Марко снова позвал опытного россиянина. В том сезоне Даниил заработал 37 очков и занял 13 место, а самым ярким моментом стал подиум в Германии.
В 2020 году команда Toro Rosso трансформировалась в AlphaTauri, при этом Квят сохранил место. По ходу сезона россиянин заработал 32 очка, которые позволили занять итоговое 14 место. Но затем место Даниила занял молодой японец Юки Цунода.
После Формулы-1 Квят эпизодически принимал участие в различных чемпионатах, в том числе в NASCAR. Последние два сезона он выступает в гонках на выносливость.
Сергей Сироткин
В 2014 году пилотом Sauber едва не стал Сергей Сироткин. Как это часто бывает, не хватило спонсорской поддержки. Все ограничилось одним днем тестов в Бахрейне и пятничной практикой на Гран-При России.
В 2015 году Сироткин дебютировал в GP2, где за два сезона выиграл три гонки. И в 2015-м, и в 2016-м он становился бронзовым призером чемпионата.
В сезоне-2016 Сергей стал тест-пилотом Renault. За два года он провел три дня на тестах и шесть пятничных практик. В конце 2017 года Сироткин получил предложение провести сравнительные тесты в Абу-Даби за рулем Williams, благодаря которым получил контракт с командой Формулы-1.
К сожалению, в том сезоне дела у Williams шли просто отвратительно. Сергею удалось заработать лишь одно очко за 10 место в Италии. После всего одного сезона Сироткина заменили на Роберта Кубицу - польские спонсоры оказались побогаче.
В 2019-м Сироткин вернулся в Renault в качестве резервного пилота. В последние годы Сергей выступает в гонках на выносливость за SMP Racing.
Никита Мазепин
В 2021 году эстафету в Формуле-1 принял Никита Мазепин. Не секрет, что в чемпионат он пробился благодаря поддержки компании Уралкалий, которая принадлежит его отцу Дмитрию Мазепину.
Можно сказать, что Никита - это российский прообраз Лэнса Стролла. Мазепин-старший точно так же, как Стролл-старший, покупал своему сыну команды в Формуле-3 и Формуле-2. Он даже замахнулся на покупку команды Формулы-1 Force India, но в итоге уступил в споре все с тем же Лоуренсом Строллом.
Впервые за руль Формулы-1 Мазепин-младший сел в июле 2016 года - тогда, кстати, ему было всего 17 лет. Это были тесты за рулем Force India. Спустя год тесты повторились, как повторились и еще через год. А в мае 2019-го Никита провел тесты в составе Mercedes.
В 2020 году Мазепин-младший выиграл две гонки в Формуле-2 и занял пятое итоговое место в составе команды Hitech, совладельцем которой был Мазепин-старший. После этого открылась дорога на стартовую решетку Формулы-1 - Никита благодаря солидной поддержке компании Уралкалий получил место в Haas.
Чтобы хорошо подготовиться к дебюту в Формуле-1, Мазепин-старший устроил своему сыну турне по европейским трассам Гран-При. Для этого была арендована прошлогодняя машина Mercedes и привлечена настоящая тестовая бригада Mercedes.
Дебют получился сложным. В Haas не скрывали, что решили пожертвовать одним сезоном, поэтому пригласили дебютантов Никиту Мазепина и Мика Шумахера. При этом все ожидали, что Мик буквально порвет россиянина. На практике Шумахер оказался на голову сильнее лишь в одном компоненте - в суммарной стоимости разбитой техники.
В 2021 году заработать очки Никите не удалось, но большие надежды возлагались на новую машину, построенную в том числе на деньги Уралкалия. Увы, после трех дней предсезонных тестов обоим Мазепинам указали на дверь - россияне попали под санкции.
В последние годы Мазепин выступает в гонках на выносливость и ралли-рейдах.
Роберт Шварцман
В 2017 году Роберт Шварцман с шестью победами стал бронзовым призером Формулы Renault 2.0 и получил место в Гоночной академии Ferrari. В 2019-м в составе Prema он выиграл Формулу-3, а через год дебютировал в Формуле-2.
Дебют в Формуле-2 вышел ярким. К середине сезона Роберт умудрился выйти в лидеры чемпионата - и о нем заговорили как о потенциальном участнике Формулы-1. Увы, вторую половину сезона более ярко провел его партнер по Prema Мик Шумахер, который в итоге стал чемпионом и получил место в Haas. Роберт же получил утешительный приз - тесты в Абу-Даби за рулем Ferrari.
Следующий сезон в Формуле-2 Шварцман начинал в качестве фаворита с "единичкой" на носу машины. И снова он уступил партнеру по команде - на этот раз Оскару Пиастри. Австралиец в итоге попал в Формулу-1 как боевой пилот McLaren, а Роберт, получивший израильский паспорт, вот уже третий сезон формально числится резервным пилотом Ferrari.
Будущее
К сожалению, политическая обстановка в мире сейчас играет против пилотов из России. Так, совсем недавно 15-летний Кирилл Куцков выиграл чемпионат мира по картингу. После этого успеха менеджеры россиянина обратились к представителям молодежной программы McLaren, молодежной программы Red Bull и молодежной команды Фернандо Алонсо (за которую, кстати, Куцков выступал в картинге), но везде дали понять, что будут разговаривать только в том случае, если Кирилл получит другой паспорт.
Кирилл Куцков и Макс Ферстаппен, декабрь 2023 года