На днях гениальный инженер Формулы-1 Эдриан Ньюи отметил 64-й день рождения. Мы решили вспомнить все чемпионские машины, в создании которых он принимал участие. Таких набралось с дюжину.
Аэродинамика - конек Ньюи. Очень часто машины, спроектированные британцем, имели оригинальные аэродинамические решения, которые часто копировали соперники. Начиналась карьера Эдриана в компании March, которая в то время работала с различными гоночными сериями. Несколько лет он работал с проектами в IndyCar, а в 1988 году стал главным конструктором команды Формулы-1. В 1990-м Ньюи покинул March и стал главным конструктором команды Williams, одного из лидеров тех лет в Формуле-1.
1. Williams Renault FW14B (1992 год)
Первой машиной, спроектированной Ньюи в Williams, стала FW14. На ней Найджел Мэнселл в сезоне-1991 вел борьбу за титул с Айртоном Сенной из McLaren, но в итоге проиграл, во многом из-за технических проблем, возникших в начале года. Однако из этого были извлечены уроки, и в 1992 году появилась модификация FW14B, напичканная электроникой. Особенно передовыми системами тогда считались активная подвеска и тракшн-контроль. Мэнселл выиграл девять гонок из шестнадцати - рекорд того времени - и стал чемпионом.
2. Williams Renault FW15C (1993 год)
Машина FW15C изначально проектировалась под активную подвеску. К этому добавились еще несколько электронных систем, в том числе АБС и полностью автоматическая трансмиссия. Ален Прост, заменивший в Williams Мэнселла, назвал эту машину "маленьким Аэробусом". В 1993 году француз выиграл семь гонок и добавил в свою копилку четвертый титул.
3. Williams Renault FW18 (1996 год)
После запрета многих электронных систем в 1994 году Williams дважды проиграла титул команде Benetton, где блистал Михаэль Шумахер. В 1996 году вступили в силу новые правила, касающиеся в том числе и аэродинамики, и снова выстрелила машина, которую сконструировал Ньюи. Отличительной особенностью FW18 стала очень низкая посадка пилота. Это решение положительно отразилось на общем балансе машины и на аэродинамической эффективности. Деймон Хилл с третьей попытки стал чемпионом, выиграв восемь гонок.
4. Williams Renault FW19 (1997 год)
Дальнейшим развитием FW18 стала машина FW19. Хилл ушел, и новым лидером команды стал Жак Вильнев. На первом этапе в Австралии он выиграл поул с преимуществом в 1.8 секунды! Сезон для Williams проходил не так стабильно, как в 1996 году, но канадец выиграл семь гонок и стал чемпионом. Правда, Ньюи к этому времени уже покинул Williams.
5. McLaren Mercedes MP4/13 (1998 год)
В Williams Ньюи работал главным конструктором под руководством технического директора Патрика Хэда. В 1997 году Эдриан получил приглашение от Рона Денниса стать техническим директором McLaren, и британский инженер воспользовался им. И первая же машина, созданная на новом месте, принесла успех. Мика Хаккинен выиграл восемь гонок и впервые в своей карьере стал чемпионом.
6. McLaren Mercedes MP4/14 (1999 год)
Машина MP4/14 стала эволюцией MP4/13. Ее отличала продвинутая аэродинамика и мощный двигатель Mercedes. Правда, в начале года возникли технические проблемы, также пилоты жаловались на сложность в управлении. Хаккинен в этот раз выиграл только пять гонок, но все же смог стать двукратным чемпионом.
В начале 2000-х Ньюи создал несколько оригинальных машин, в том числе MP4-17D и MP4-20, за рулем которых Кими Райкконен дважды стал вице-чемпионом. Но выиграть титул не удалось. А в 2006 году британец принял приглашение Кристиана Хорнера и стал техническим директором Red Bull. Как сам признавался Ньюи, его привлекла определенная свобода, которой не было в Williams и McLaren. Это дало ему возможность заниматься сторонними проектами, например, спортивными яхтами и дорожными суперкарами.
7. Red Bull Renault RB6 (2010 год)
Несколько лет потребовалось Red Bull и Ньюи, чтобы выиграть первый титул. Как обычно, помогли новые правила. В 2010 году на свет появилась машина RB6, "фишкой" которой стал выдувной диффузор. Молодой Себастьян Феттель выиграл пять гонок и буквально вырвал титул у Фернандо Алонсо в финальной гонке в Абу-Даби.
8. Red Bull Renault RB7 (2011 год)
В 2011 году компания Renault продала собственную команду Формулы-1 и сосредоточилась на сотрудничестве с Red Bull. Так что машина RB7 создавалась при активном участии французских мотористов, и это позволило выжать максимум из концепции выдувного диффузора, эффективность которого зависела от работы двигателя. Сезон стал легкой прогулкой для Феттеля - настолько легкой, что злые языки стали называть его машину "самовозом". Себастьян выиграл 11 гонок и стал двукратным чемпионом.
9. Red Bull Renault RB8 (2012 год)
Победное шествие Red Bull продолжилось в сезоне-2012. Вновь изменились правила, которые коснулись аэродинамики, и вновь на высоте оказался Ньюи с машиной RB8. Хотя в этот раз сезон не получился таким уж легким. Феттель выиграл пять гонок и стал трехкратным чемпионом.
10. Red Bull Renault RB9 (2013 год)
Машина RB9 стала дальнейшим развитием RB8. В начале сезона возникли проблемы, но во второй половине года Феттель выдал серию из девяти побед подряд. В общей сложности он выиграл 13 гонок и стал четырехкратным чемпионом.
С наступлением гибридной эпохи команда Red Bull оказалась в тени Mercedes. Мотористам Renault не удалось создать конкурентоспособную силовую установку, и несколько сезонов австрийская команда не претендовала на титул. На какое-то время Ньюи даже отошел от полноценной работы в команде и занялся, к примеру, проектом гиперкара "Валькирия". С началом сотрудничества Red Bull с мотористами Honda к Ньюи вернулся прежний интерес. В последние годы он принимает активное участие в разработке болидов Формулы-1, хотя формально всеми работами руководит новый технический директор Пьер Ваше.
11. Red Bull Honda RB16B (2021 год)
Оригинальная версия RB16 появилась в "ковидный" сезон-2020. В Red Bull признались, что допустили некоторые просчеты, которые были устранены при создании RB16B 2021 года. "Фишкой" этой машины стал так называемый "рейк" - это когда задняя часть машины немного приподнята относительно передней части. Такая концепция удачно наложилась на стиль пилотирования Макса Ферстаппена. Голландец выиграл десять гонок и буквально на последнем круге последней гонки сезона вырвал у Льюиса Хэмилтона свой первый чемпионский титул.
12. Red Bull RB18 (2022 год)
Очередная смена правил, на этот раз кардинальная, и снова предметом для подражания стала машина, созданная под руководством Эдриана Ньюи. В начале сезона возникли проблемы надежностью, но затем Ферстаппен выиграл 15 гонок и стал двукратным чемпионом.