Формула-1 - это высокие скорости, высокие нагрузки, высокий риск. Неудивительно, что этот спорт стал чисто мужским. Тем не менее, история чемпионата знает пять исключений.
Мария-Тереза де Филиппис
Впервые чемпионат Формулы-1 прошел в 1950 году. Но только восемь лет спустя в нем появилась первая женщина - Мария-Тереза де Филиппис.
Де Филиппис родилась 11 ноября 1926 года в Неаполе, Италия. В детстве занималась конным спортом, но затем решила связать свою жизнь с более мощными табунами. Росла в обеспеченной аристократической семье, поэтому Мария-Тереза довольно рано получила возможность сесть за руль автомобиля. В 22 года она решила доказать своим братьям, что может водить машину не хуже их, и стала заниматься автоспортом. В 28 лет де Филиппис заняла 2 место в чемпионате Италии по кольцевым гонкам, после чего стала заводским пилотом Maserati.
В 1958 году итальянка дебютировала на внезачетном этапе Формулы-1 Гран-При Сиракуз в составе Maserati, где заняла 5 место. В том же году она впервые стала участником чемпионата мира, появившись на Гран-При Монако. К сожалению, в первой попытке Мария-Тереза не прошла квалификацию. Зато в следующей своей гонке, Гран-При Бельгии, она финишировала 10-й. Еще в двух этапах, в Португалии и Италии, де Филиппис не добралась до финиша из-за механических проблем. Пятым, и последним, этапом с участием итальянки стал Гран-При Монако 1959 года, где она не прошла квалификацию за рулем машины Porsche.
Гибель нескольких друзей в гонках, и особенно Жана Беры в августе 1959-го, заставили де Филиппис задуматься об окончании карьеры в автоспорте. В 1960 году она вышла замуж и не занималась гоночными делами вплоть до 1979 года, когда стала членом Международного клуба бывших пилотов Гран-При.
Лелла Ломбарди
Второй, после де Филиппис, женщиной-пилотом в Формуле-1 стала ее соотечественница Лелла Ломбарди. Она является рекордсменом как по числу проведенных гонок в чемпионате, так и по числу заработанных очков.
Мария Грация "Лелла" Ломбарди родилась 26 марта 1941 года в Фругароло, Италия. В юности играла в гандбол, затем участвовала в ралли в качестве штурмана. Позже итальянка начала гонять в местных кузовных и формульных чемпионатах, постепенно добралась до Формулы-3000, а в 1974 году получила приглашение от частной команды Формулы-1. Дебют состоялся на Гран-При Великобритании, где за рулем Brabham Лелла не прошла квалификацию. В 1975 году Ломбарди стала пилотом заводской команды March. В Южной Африке она не добралась до финиша, зато на следующем этапе в Испании финишировала 6-й. Вот только ту гонку из-за страшной аварии Рольфа Штоммелена, в которой погибли пять зрителей, остановили досрочно, а пилотам начислили лишь половину очков. Так, Лелла получила в свой зачет всего 0,5 очка.
В течение двух лет Ломбарди приняла участие еще в 12 Гран-При, но выше 7 места не поднялась. Ее последней гонкой в Формуле-1 стал Гран-При Австрии 1976 года в составе команды RAM Racing.
После Формулы-1 итальянка эпизодически принимала участие в различных соревнованиях: Ле-Ман, NASCAR, DTM и т.п. В 1992 году Ломбарди умерла от рака.
Дивина Галика
Гран-При Великобритании 1976 года примечателен тем, что среди его участников числились сразу две женщины - это первый и пока единственный случай за всю историю Формулы-1. Помимо Леллы Ломбарди, за право выйти на старт под непривычным номером "13" боролась Дивина Галика.
Дивина Мария Галика родилась 13 августа 1944 года в Буши-Хите, Великобритания. Поначалу занималась горнолыжным спортом, причем весьма успешно: трижды (в 1964, 1968 и 1972 гг.) принимала участие в Олимпийских играх, некоторое время удерживала рекорд скорости в скоростном спуске (198 км/ч). В начале 1970-х Дивина увлеклась автоспортом, за свою карьеру успела погоняться на картах и различных формулах, на спортпрототипах и грузовиках.
В 1976 году Галика появилась на домашнем Гран-При Великобритании в составе частной команды Shellsport/Whiting, в распоряжении которой были машины Surtees. Увы, она не прошла квалификацию. Еще две попытки, предпринятые в 1978 году за рулем Hesketh, закончились с подобным же результатом.
После окончания карьеры пилота Дивина работала в различных компаниях, занимающихся подготовкой молодых пилотов.
Дезире Уилсон
Всего два года Формула-1 прожила без женщин. В 1980 году в паддоке появилась представительница Южной Африки Дезире Уилсон. Единственная женщина, выигравшая гонку Формулу-1, которая, правда, не входила в зачет чемпионата мира.
Дезире Рэндалл Уилсон родилась 26 ноября 1953 года в Браклене, ЮАР. В середине 1970-х она выступала в различных южноафриканских чемпионатах, дважды становилась чемпионом местной Формулы Ford. Затем была европейская Формула Ford и британский чемпионат Формулы-1 "Аврора", где Дезире выиграла этап в Брэндс-Хэтче. В 1980 году Уилсон предприняла попытку выйти на старт Гран-При Великобритании за рулем Williams, принадлежащего частной команде. Единственная попытка закончилась неудачей.
После Формулы-1 были различные кузовные чемпионаты, несколько этапов в Indycar и даже попытка выйти на старт Инди-500. Несколько раз южноафриканка принимала участие в 24 часах Ле-Мана.
Джованни Амати
Последней женщиной, засветившейся в списке участников Гран-При, стала Джованни Амати.
Амати родилась 20 июля 1959 года в Риме, Италия. Семья была богатой, что, с одной стороны, позволило уже в 15 лет гонять на собственном мотоцикле, а позже и на спортивных машинах. С другой стороны, в 19 лет Джованни похитили и два с половиной месяца продержали в заложниках, пока родители на заплатили выкуп в 1 миллион долларов.
В конце 1970-х Амати по совету своего друга Элио де Анжелиса пошла в гоночную школу. В 1981 году она начала профессиональную карьеру с Формулы Abarth, где за четыре года выиграла несколько гонок. Затем была итальянская Формула-3, где тоже были победы. В 1988-1991 года итальянка с переменным успехом выступала в различных национальных чемпионатах Формулы-3000.
В январе 1992 года Амати подписала контракт с командой Brabham и стала партнером Эрика ван де Пуля, заняв место японского пилота Акихико Акайя, который не успел получить Суперлицензию ФИА. Джованни обеспечила свою команду вниманием журналистов, но никак не результатами. В Южной Африке она не прошла квалификацию, проиграв времени поула более 11 секунд. С похожим результатом закончилась квалификация в Мексике, а в Бразилии Амати и вовсе отстала на 14 секунд, после чего ей указали на дверь, взяв на освободившееся место будущего чемпиона Деймона Хилла.
В последующие годы Амати гонялась в различных кузовных чемпионатах, в том числе Porsche SuperCup и Ferrari Challenge.
Наши дни
Амати стала последней женщиной в Формуле-1, которая, по крайней мере, пыталась пробиться на стартовое поле. Вот уже более 20 лет чемпионат обходится без присутствия слабого пола, хотя в последнее время женские имена стали появляться в списке тест-пилотов. В 2012 году Мария де Виллота получила возможность поработать на тестах Marussia, которая, к сожалению, привела к аварии и тяжелым травмам.
В 2013 году тест-пилотом Williams стала Сьюззи Вольфф, супруга руководителя Mercedes Тото Вольффа. В 2014-м и 2015-м шотландка работала официальным резервным пилотом британской команды и несколько раз выходила на трассу во время пятничных практик.
В 2015 и 2016 гг. тест-пилотом Lotus/Renault числилась испанка Кармен Хорда. Правда, ее обязанности ограничивались работой в симуляторе.
В 2017 году пилотом по развитию Sauber стала колумбийка Татьяна Кальдерон. Два сезона она отработала в симуляторе команды, а в новом сезоне продолжит карьеру в качестве тест-пилота Alfa Romeo.