Даниил Квят временно отстранен от участия в Формуле-1, но теперь у нас есть Сергей Сироткин, который подписал контракт с Williams. Самое время вспомнить, кому из россиян удалось хотя бы дотронуться до Формулы-1.
Сергей Злобин
В середине 2002 года компания Газпром неожиданно стала спонсором слабенькой команды Minardi (ныне это Toro Rosso). В качестве нагрузки там в роли тест-пилота появился 32-летний Сергей Злобин, прямо скажем, не блиставший в других гоночных сериях. Осенью того же года Злобин провел четыре тестовые сессии в Фиорано, Мюджелло и Валенсии, откатав на прошлогодней машине Minardi PS01 в общей сложности 400 километров.
В середине 2003 года Газпром так же неожиданно отказался от сотрудничества с Minardi, но Сергей остался в команде, хотя за руль ни разу не сел.
В сентябре 2004 года Злобину удалось заручиться поддержкой банка "Северный морской путь" (ныне SMP-банк) и провести тесты в Валлелунге за рулем боевой Minardi PS04B. На этом история Сергея в чемпионате заканчивается.
В последние годы Злобин выступает в гонках на выносливость. В 2014 году он в составе SMP Racing стал чемпионом WEC в классе LMP2.
Роман Русинов
В то время как возрастной Сергей Злобин осваивал спонсорские деньги за рулем далеко не новой Minardi, за титул чемпиона в Формуле Palmer Audi боролся 20-летний Роман Русинов. В двенадцати гонках россиянин семь раз поднялся на подиум, и такие результаты позволили лидировать в чемпионате до последнего этапа. Однако в финале Роман пропустил двух соперников. В 2003 году Русинов провел несколько гонок в европейской Формуле-3000. Увы, для дальнейшего роста не хватило спонсорских средств.
В 2005 году канадский предприниматель, выходец из Советского Союза, Алекс Шнайдер выкупил команду Jordan. В планах у него было создание российской команды. И вот тут вспомнили про российского пилота Русинова, который к тому времени обосновался в гонках на выносливость.
Презентация Jordan прошла на Красной площади. В фотосессии принял участие и Роман, получивший многообещающую должность тест-пилота. Однако все ограничилось одним днем тестов в декабре на трассе Херес.
В 2006 году команда была переименована в Midland. В чемпионате она была заявлена под российской лицензией, а Русинов сохранил должность тест-пилота. Очевидно, Шнайдер рассчитывал на привлечение инвесторов из России, и российские пилот и лицензия выступали в качестве приманки. Но трюк не сработал, и в середине года новым владельцем команды стала голландская компания Spyker. Роман в том сезоне за руль Формулы-1 так и не сел.
Русинов, в минувшем октябре отпраздновавший 36-й день рождения, продолжает выступать в гонках на выносливость. В 2015 году он стал чемпионом WEC в классе LMP2 в составе команды G-Drive Racing.
Виталий Петров
В 2006 году в серии GP2 дебютировал Виталий Петров. За четыре года уроженец Выборга выиграл четыре гонки, а в сезоне-2009 стал вице-чемпионом, уступив Нико Хюлкенбергу. В 2010 году россиянин получил место боевого пилота в составе команды Renault. Не обошлось без серьезных спонсорских вложений со стороны российских компаний и даже вмешательства Президента России Владимира Путина.
В дебютном сезоне Виталий часто ошибался, но больше всего он запомнился сильной гонкой на финальном этапе в Абу-Даби, когда фактически лишил чемпионского титула Фернандо Алонсо. Старт сезона-2011 был многообещающим: Виталий поднялся на третью ступеньку подиума в Австралии. Но затем результаты упали, и во многом это объяснялось отсутствием прогресса в доработке машины. В конце сезона Петрову пришлось покинуть команду.
Карьера получила продолжение в более слабой команде Caterham. Заработать очки не удалось, но на последнем этапе в Бразилии Виталий финишировал 11-м, и этот результат позволил команде подняться на десятое место в кубке конструкторов и заработать весьма весомую сумму призовых. Однако взамен руководство Caterham отказалось от услуг Петрова.
В 2014 году Петров принимал участие в кузовной серии DTM, но особых успехов не добился. В последние годы Виталий выступает в гонках на выносливость.
Михаил Алешин
В 2003 году при поддержке компании Лукойл европейские трассы начал штурмовать Михаил Алешин. Результаты в младших формулах оказались настолько успешными, что россиянин стал участником программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Однако в 2010 году Red Bull отказалась от Алешина, но именно тот сезон стал одним из самых успешных в карьере Михаила: в напряженной борьбе с Даниэлем Риккардо российский пилот стал чемпионом Формулы Renault 3.5. В качестве приза Алешин получил право провести тесты за рулем болида Формулы-1.
Призовые тесты состоялись в ноябре 2010 года на трассе Яс-Марина. За рулем Renault R30 Михаил откатал 58 кругов и показал десятый результат. Увы, эти тесты Формулы-1 стали первыми и последними для Алешина. В отличие от поверженного им Риккардо, который в итоге стал пилотом Red Bull.
В дальнейшем Алешин выступал в различных чемпионатах, в том числе и в гонках на выносливость. В 2014 году он стал первым российским пилотом, поднявшимся на подиум в заокеанской серии IndyCar.
Даниил Квят
Если Виталий Петров пробился в Формулу-1 во многом благодаря спонсорской поддержке, то Даниил Квят заработал место в чемпионате своим талантом. В 11 лет парень из Уфы приехал в Италию, где выступал в различных картинговых соревнованиях. Сначала Даниил получил поддержку Лукойла, а затем стал членом программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Квят прошел через Формулу BMW, Формулу Renault 2.0 и европейскую Формулу-3. В 2013 году он уверенно выиграл чемпионат GP3, чем заслужил шанс дебютировать в Формуле-1 в составе Toro Rosso.
По ходу сезона-2013 Квят дважды принимал участие в пятничных практиках, а в 2014 году вышел на старт в качестве боевого пилота Toro Rosso. С 8 очками Даниил занял в чемпионате 15 место. В конце сезона россиянин пошел на повышение, заняв в Red Bull место ушедшего в Ferrari Себастьяна Феттеля.
В 2015 году Квят заработал 95 очков и занял 7 место, опередив более опытного партнера по команде Даниэля Риккардо. В Венгрии Даниил поднялся на вторую ступеньку подиума - пока это лучший результат для пилотов из России.
Сезон-2016 начался с подиума в Китае, однако после домашнего этапа в Сочи Даниила неожиданно перевели обратно в Toro Rosso, поменяв местами с Максом Ферстаппеном. Квят тяжело воспринял понижение и не смог оправиться до конца сезона, заработав всего 4 очка. Ситуация не улучшилась и в 2017 году: 5 очков в 15 гонках. В результате еще до окончания сезона россиянина заменили на новичка Брендона Хартли.
В этом году Квят будет работать тест-пилотом Ferrari. За руль боевой машины он вряд ли сядет, его задача - проверка новинок в симуляторе.
Сергей Сироткин
В 2014 году пилотом Sauber едва не стал Сергей Сироткин. Как это часто бывает, не хватило спонсорской поддержки. Все ограничилось одним днем тестов в Бахрейне и пятничной практикой на Гран-При России.
В 2015 году Сироткин дебютировал в GP2, где за два сезона выиграл три гонки. И в 2015-м, и в 2016-м он становился бронзовым призером чемпионата.
В сезоне-2016 Сергей стал тест-пилотом Renault. За два года он провел три дня на тестах и шесть пятничных практик. В конце 2017 года Сироткин получил предложение провести сравнительные тесты в Абу-Даби за рулем Williams, благодаря которым и получил контракт на сезоне-2018.
Будущее
В минувшем сезоне проявил себя Артем Маркелов, о которым положительно высказался даже вечно недовольный Жак Вильнев. Россиянин выиграл пять гонок в Формуле-2 и стал вице-чемпионом, уступив только Шарлю Леклеру. Можно не сомневаться, что в этом году он обязательно появится в Формуле-1 хотя бы в роли тест-пилота.
А вот Никите Мазепину удалось провести на тестах Формулы-1 пять дней, но эту возможность команда Force India предоставила ему исключительно на коммерческой основе. В младших сериях Никита не блистал: за три года выступлений в различных сериях он выиграл всего одну гонку в британской Формуле-3.
Зато в прошедшем сезоне блеснул 18-летний Роберт Шварцман. С шестью победами он стал бронзовым призером Формулы Renault 2.0 и получил место в Гоночной академии Ferrari.