Во время Гран-При Великобритании Renault отметила 40-летие своего дебюта в Формуле-1. Мы решили вспомнить историю французской команды.
1977
Для своего дебюта в Формуле-1 французы построили машину с необычным для того периода турбодвигателем. Первоначально планировалась провести первую гонку на домашнем Гран-При Франции в начале июля, однако к тому времени машина еще не была готова. Дебют состоялся лишь на следующем Гран-При Великобритании 16 июля.За руль единственной машины сел француз Жан-Пьер Жабуй, на счету которого уже был один старт в составе Tyrrell.
Ни в Великобритании, ни в последующих трех гонках Жабую до финиша добраться не удалось. А в Канаде он и вовсе не прошел квалификацию. Злые языки прозвали Renault RS01 "желтым чайником" - слишком часто французская машина дымилась.
Итоги сезона: 0 очков
Гран-При Голландии 1977: Жан-Пьер Жабуй и Renault RS01
1978
В Renault провели первый полный сезон, при этом команду по-прежнему представлял только Жабуй. В 14 гонках до финиша он доехал только четыре раза. К концу сезона французам удалось добиться прогресса: на скоростных трассах в Австрии и Италии Жан-Пьер показал третье время в квалификации. Наконец, в США он финишировал четвертым и заработал первые очки.
Итоги сезона: 3 очка - 12 место
1979
Вторым пилотом в Renault пригласили Ренэ Арну, за плечами у которого было 6 стартов в слабых командах. Сезон команда начинала с доработанной версией RS01, а потом выставила более совершенную машину RS10.
В Южной Африке Жабуй впервые выиграл поул. В дальнейшем он еще три раза побеждал в квалификации, а два раза право стартовать с поула заработал партнер по команде. Турбодвигатель показал солидное преимущество в квалификациях, однако в гонках его надежность оставляла желать лучшего: в 15 гонках в общей сложности 16 сходов из-за отказа техники. Первый успех пришел на домашней трассе во Франции, где Жабуй и Арну стартовали с первой линии, а финишировали на первой и третьей позициях соответственно. Затем Арну дважды финишировал вторым.
Итоги сезона: 1 победа, 6 поулов, 4 лучших круга, 4 подиума, 26 очков - 6 место
Гран-При Франции 1979: Жан-Пьер Жабуй и Renault RS10
1980
Новая машина RE20 позволила заметно прибавить в скорости: лишь в редких случаях Жабуй и Арну стартовали за пределами первой шестерки, в четырех этапах они и вовсе заняли весь первый ряд. Но в гонках снова возникали многочисленные проблемы. Тем не менее, Арну выиграл в Бразилии и Южной Африке, а Жабуй победил в Австрии. В конце сезона Жан-Пьер попал в аварию и получил серьезные травмы ног.
Итоги сезона: 3 победы, 5 поулов, 4 лучших круга, 4 подиума, 38 очков - 4 место
1981
Первые несколько гонок команда провела на доработанной версии RE20B, а затем появилась RE30. На смену 38-летнему Жабую пришел 26-летний Ален Прост, успевший провести один сезон в McLaren. Молодой француз отлично освоился в команде. На домашнем Гран-При Франции он впервые выиграл гонку, а затем повторил успех в Голландии и Италии. Арну же лишь один раз сумел подняться на подиум в Австрии.
Итоги сезона: 3 победы, 6 поулов, 2 лучших круга, 7 подиумов, 54 очка - 3 место
Гран-При Италии 1981: Ален Прост и Renault RE30
1982
За рулем RE30B Прост и Арну выиграли 10 из 16 квалификаций, однако в гонках снова довольно часто подводил двигатель. Ален два раза победил в начале сезона, Ренэ - дважды в конце. Между партнерами по команде росло напряжение, и по окончанию сезона Арну подписал контракт с Ferrari.
Итоги сезона: 4 победы, 10 поулов, 5 лучших кругов, 8 подиумов, 62 очка - 3 место
1983
Еще шесть лет назад все смеялись над "желтым чайником", а теперь все ведущие команды работали с турбодвигателями. За звание первого турбочемпиона сошлись Ален Прост из Renault и Нельсон Пике из Brabham.
С заменой Арну на американца Эдди Чивера обстановка в команде стала более комфортной. Прост за рулем RE40 выиграл четыре гонки, стабильно зарабатывал очки и лидировал на протяжении большей части чемпионата. Все шло к тому, что впервые чемпионом станет француз на французской машине с французским двигателем и французскими шинами. Однако в финальной гонке отказала турбина, и титул ушел в команду Берни Экклстоуна.
Прост под конец сезона начал критиковать команду и, воспользовавшись предложением Рона Денниса, вернулся в McLaren.
Итоги сезона: 4 победы, 3 поула, 3 лучших круга, 11 подиумов, 79 очков - 2 место
Гран-При Франции 1983: Ален Прост и Renault RE40
1984
Вступили в силу запрет на дозаправки и ограничение топливных баков, и это больнее всего отразилось на команде Renault с их прожорливыми двигателями. Пришли француз Патрик Тамбэ и британец Дерек Уорвик - при всем уважении, до Проста им было далеко. По ходу сезона пилоты Renault лишь пять раз поднялись на подиум, но не выше второй ступеньки.
Итоги сезона: 1 поул, 2 лучших круга, 5 подиумов, 34 очка - 5 место
1985
В квалификации Тамбэ и Уорвик ни разу не пробились в первую пятерку, а в гонках Уорвик дважды финишировал третьим. Руководство французской компании решило, что такие результаты наносят вред имиджу Renault, а применяемые технологии бесполезны в производстве дорожных машин, и закрыла заводскую команду, сосредоточившись на поставках двигателей.
Гран-При Европы 1985: Патрик Тамбэ и Renault RE60B
1986-2001
В течение этого периода французы поставляли свои двигатели многим командам. Сначала это были турбошестерки, затем атмосферные V10. Особенно успешным стало сотрудничество с Williams в начале и середине 1990-х: британская команда с двигателями Renault выиграла четыре чемпионских титула и пять кубков конструкторов. А в 1995 году в составе Benetton-Renault свой второй чемпионат выиграл Михаэль Шумахер.
После такой успешной серии французы взяли трехлетний перерыв, доверив сборку своих двигателей Формулы-1 дочерней компании Mecachrome. А в 2001 году Renault выкупила Benetton, чтобы вернуться в чемпионат полноценной заводской командой.
2002
В наследство от Benetton обновленной команде достались титульный спонсор Mild Seven и подающий надежды Дженсон Баттон. Вторым пилотом стал опытный Ярно Трулли. Слабым местом Renault R202 стал двигатель, который довольно часто отказывал. По итогам сезона желто-голубые уступили Ferrari, Williams и McLaren.
Итоги сезона: 23 очка - 4 место
Гран-При Малайзии 2002: Дженсон Баттон и Renault R202
2003
Баттон ушел в BAR, а на его место пригласили 21-летнего Фернандо Алонсо. До этого испанец проработал в команде целый сезон в качестве тест-пилота. И именно он принес Renault первую с 1983 года победу, выиграв Гран-При Венгрии. Испанец еще трижды поднялся на подиум, один раз в первой тройке финишировал и Трулли.
Итоги сезона: 1 победа, 2 поула, 1 лучший круг, 5 подиумов, 88 очков - 4 место
Гран-При Венгрии 2003: Фернандо Алонсо и Renault R23
2004
Вновь только одна победа. На этот раз гонку в Монако выиграл Трулли. Итальянец проводил неплохой сезон, по очкам опережал Алонсо, однако между пилотом и главой Renault Флавио Бриаторе возникли разногласия. За три этапа до окончания чемпионата Ярно перешел в Toyota. Новым партнером Фернандо стал чемпион 1997 года Жак Вильнев, но в трех гонках он не набрал ни одного очка.
Итоги сезона: 1 победа, 3 поула, 6 подиумов, 105 очков - 3 место
2005
В Renault лучше других справились с подготовкой к новому регламенту. Первую гонку сезона за рулем R25 выиграл Джанкарло Физикелла. Затем последовала серия побед Алонсо. Весь сезон прошел в борьбе испанца с Кими Райконеном из McLaren, но полученного в начале года преимущества оказалось достаточно, чтобы французская команда отпраздновала первую победу в чемпионате.
Итоги сезона: 8 побед, 7 поулов, 3 лучших круга, 18 подиумов, 191 очко - 1 место
Гран-При Франции 2005: Фернандо Алонсо и Renault R25
2006
Сезон прошел практически по сценарию прошлого года, разве что изменился главный соперник. Алонсо за рулем R26 выиграл шесть из первых девяти гонок, еще одну победу заработал Физикелла. Но затем серьезно прибавила Ferrari во главе с Михаэлем Шумахером. За два этапа до окончания сезона семикратному чемпиону удалось догнать чемпиона действующего, и лишь технические проблемы Скудерии позволили Renault и Алонсо отметить вторую подряд победу в чемпионате.
Итоги сезона: 8 побед, 7 поулов, 5 лучших круглв, 19 подиумов, 206 очков - 1 место
Гран-При Испании 2006: Фернандо Алонсо и Renault R26
2007
Титульный спонсор Mild Seven покинул команду, Алонсо перешел в McLaren, а руководство компании серьезно ограничила финансирование заводской команды. Renault откатилась на третье место, а единственный подиум в Японии заработал Хейкки Ковалайнен.
Итоги сезона: 1 подиум, 51 очко - 3 место
2008
После скандального сезона в McLaren Алонсо предпочел вернуться в Renault. И испанцу дважды удалось выиграть гонку. Правда, как потом выяснилось, Фернандо не совсем честно победил в Сингапуре, где второй пилот команды Нельсон Пике-младший подстроил аварию.
Итоги сезона: 2 победы, 4 подиума, 80 очков - 4 место
Гран-При Сингапура 2008: Фернандо Алонсо и Renault R28
2009
Финансирование команды урезали еще больше. В середине сезона разгорелся скандал, когда Пике признался, что его буквально заставили устроить аварию на Гран-При Сингапура 2008 года. Новый титульный спонсор ING тут же ушел, а руководители команды в лице Флавио Бриаторе и Пэта Симондса были отстранены от автоспорта. Говорить о прогрессе в таких условиях трудно. Ни Пике, ни заменившего его Роману Грожану ни разу не удалось финишировать выше пятого места. И лишь в Сингапуре Алонсо поднялся на третью ступеньку подиума. Еще до окончания сезона Фернандо заявил, что подписал контракт с Ferrari.
Итоги сезона: 1 поул, 2 лучших круга, 1 подиум, 26 очков - 8 место
2010-2015
В конце 2009 года французы продали свою команду инвестиционному фонду Genii Capital. Два сезона новые владельцы использовали вывеску Renault, и в это время в рядах этой команды успел погоняться Виталий Петров, поднявшийся на подиум на Гран-При Австралии 2011 года. В 2012 команда стала именоваться как Lotus, а в 2015 году она перешла на силовые установки Mercedes.
Гран-При Австралии 2011: Виталий Петров и Renault R31
Параллельно Renault активно сотрудничала с Red Bull. Машины, за рулем которых выступал Себастьян Феттель, создавались в тесном контакте с французскими мотористами - по факту это была полузаводская команда. В итоге Феттель выиграл четыре титула, а команда - четыре кубка конструкторов.
В 2014 году, когда на арене Формулы-1 появились гибридные силовые установки с турбонаддувом, результаты австро-французского союза упали. В Red Bull начали критиковать мотористов, и в Renault задумались о возвращении в чемпионат в качестве самостоятельной команды.
2016
В конце 2015 года французы выкупили обратно команду у Genii Capital, которая к тому времени оказалась в серьезном финансовом положении. Подготовка к сезону-2016 прошла в сжатые сроки, новая машина RS16 по сути представляла собой прошлогоднее шасси Lotus, переделанное под двигатели Renault. Естественно, результаты оказались низкими, однако команда работала с прецелом на будущие успехи. 7 очков принес Кевин Магнуссен и 1 очко - Джолион Палмер.
Итоги сезона: 8 очков - 9 место
Презентация 2016 года: Джолион Палмер, Кевин Магнуссен и Renault RS16
2017
Команда подготовила новую машину RS17, разработанную с учетом особенностей своей силовой установки, а за руль сел опытный Нико Хюлкенберг. В 10 гонках немец набрал 26 очков. Палмер же пока ни разу не финишировал в очковой зоне, и в последнее время ходят различные слухи о его досрочно замене.