В 1959 году мировое первенство впервые выиграл пилот британской команды: лучшим стал Джэк Брэбэм за рулем среднемоторной машины Cooper Climax T51, которая серьезно изменила лицо Формулы-1.
Чарльз Купер и его сын Джон Купер в 1946 году основали Cooper Car Company. Вместе с Эриком Брэндоном, другом детства Джона, они начали строить гоночные машины для различных чемпионатов в небольшом гараже Чарльза в Сурбитоне. В начале 1950-х машины Cooper доминировали на трассах Формулы-3, выиграв за четыре годы 64 из 78 гонок. Следующим этапом стала Формула-2.
Во второй половине 1950-х британская компания начала экспериментировать с задним расположением двигателя. Такая компоновка имела свои преимущества перед машинами традиционной схемы, где двигатель располагался спереди: лучшая аэродинамика, меньший вес, компактные размеры. Первой серьезной заявкой стал подготовленный по правилам Формулы-2 болид Cooper T43 с двухлитровым двигателем Coventry Climax. Тогда правила разрешали совместный старт машин Формулы-2 и Формулы-1, и на Гран-При Монако 1957 года пилот заводской команды Джэк Брэбэм финишировал шестым. А сезон-1958 начался с того, что представитель частной команды Rob Walker Racing Team Стирлинг Мосс умудрился выиграть Гран-При Аргентины, опередив более мощные машины Формулы-1.
|
Cooper Climax T51
|
К сезону-1959 команда Куперов подготовила T51 - полноценный болид Формулы-1 с двигателем Coventry Climax объемом 2,5 литра. Машина, разработанная под руководством Оуэна Мэддока, стала дальнейшим развитием T43. В основе конструкции лежала пространственная рама из стальных труб. Двигатель располагался сзади, топливные баки – по бокам. Такое решение положительно сказывалось на управляемости машины, поскольку пустеющие по ходу гонки баки практически не влияли на баланс. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами, задняя – на двойных поперечных рычагах с поперечной рессорой. Колесные диски из магниевого сплава.
Машина T51 получилась очень легкой и маневренной. На извилистых автодромах она могла соперничать с более мощными машинами Ferrari и BRM. Но слабым местом оставалась коробка передач. В заводской команде Cooper предпочитали использовать еще довоенный вариант коробки Citroen. А вот Роб Уокер сделал ставку на узел, подготовленный в мастерской Валерио Колотти, но Мосс, выступавший за его команду, сошел с дистанции четыре раза именно из-за отказа трансмиссии, при этом в двух случаях он лидировал в гонке. Брэбэма же довоенная конструкция подвела лишь один раз.
|
Гран-При Монако 1959, Джэк Брэбэм
|
Брэбэм выиграл первый этап в Монако, дважды поднялся на подиум в Голландии и Франции, а затем снова выиграл в Великобритании. Созданного задела хватило для того, чтобы сохранить лидерство до конца чемпионата. Еще две победы за рулем T51 одержал Стирлинг Мосс, который в итоге стал бронзовым призером. Закончился сезон в американском Себринге, где первой победы добился 22-летний Брюс Макларен. В Кубке конструкторов Cooper с пятью победами опередила Ferrari, пилоты которой лишь дважды поднимались на верхнюю ступеньку подиума.
Новая машина заинтересовала многие частные команды. На некоторых этапах на старт выходило до одиннадцати T51 в различных конфигурациях. На них использовались как 2,5-литровые двигатели Coventry Climax, так и 2-литровые, созданные для Формулы-2. Конюшня Scuderia Centro Sud и вовсе поставила на T51 итальянские двигатели Maserati. Некоторые экземпляры использовались в чемпионате вплоть до 1963 года. А заводская команда уже в начале 1960 года получила новенькие T53.
|
Гран-При Великобритании 1959, Джэк Брэбэм (#12) стартует с поула
|
Победы Cooper Climax T51:
10.05.1959
|
Монако, Монте-Карло
|
Джэк Брэбэм
|
18.07.1959
|
Великобритания, Эйнтри
|
Джэк Брэбэм
|
23.08.1959
|
Португалия, Монсанто
|
Стирлинг Мосс
|
13.09.1959
|
Италия, Монца
|
Стирлинг Мосс
|
12.12.1959
|
США, Себринг
|
Брюс Макларен
|
Технические характеристики Cooper Climax T51: