В 1957 году Хуан-Мануэль Фанхио в очередной раз сменил команду, но это не помешало аргентинцу довольно легко выиграть чемпионат в пятый раз. Добиться очередного успеха помогла машина Maserati 250F, которая дебютировала в 1954 году и пережила несколько серьезных модернизаций. Для команды из Модены это был первый и последний титул в Формуле-1.
Maserati 250F появилась на трассах Формулы-1 в 1954 году, с введением нового регламента. Работы над машиной начались летом 1953 года под руководством Витторио Беллентани, которого консультировал Джоакимо Коломбо, приложивший руку к чемпионским машинам
Alfa Romeo и первым болидам Ferrari. Разработка шасси была поручена молодому конструктору Валерио Колотти.
За 110 дней Колотти сконструировал шасси, в основе которого лежала трубчатая рама. Передняя подвеска независимая, на поперечных рычагах, задняя - типа "де Дион", с поперечной рессорой - традиционная компоновка для того времени. Алюминиевый кузов со множеством характерных вентиляционных отверстий перекочевал с предыдущей машины A6GCM/53. Четырехступенчатая коробка передач был объединена с главной передачей и располагалась сзади, что положительно сказалось на общей развесовке машины.
Двигатель был типичным для середины 1950-х: рядная шестерка с двумя клапанами на цилиндр объемом 2493 см3, три сдвоенных карбюратора Weber, два магнето, 12 свечей - первые версии выдавали 240 л.с. при 7200 л.с. Располагался двигатель спереди, при этом был завален вбок на шесть градусов - карданный вал шел левее от центра машины, благодаря чему удалось понизить сиденье пилота.
Первые испытания 250F прошли 26 декабря 1953 года, а уже через три недели Фанхио отпраздновал победу в домашнем Гран-При Аргентины. Аргентинец выиграл и следующий этап в Бельгии. Сезон обещал стать успешным для Maserati.
|
Гран-При Бельгии 1954 года, Хуан-Мануэль Фанхио и первая версия 250F
|
Но затем на арене появились заводские команды Mercedes-Benz, куда ушел Фанхио посреди сезона-1954, и Lancia, позже передавшие свои болиды Энцо Феррари. При этом Maserati покинули Коломбо и Беллентани, а Колотти перевели конструировать дорожные машины.
В 1954 году главным конструктором Maserati стал Джулио Альфьери, а в мае следующего года появилась совершенно новая 250F Tipo 1. Новая рама из труб меньшего сечения позволила увеличить жесткость кузова и снизить вес машины с 640 до 610 кг. Была доработана тормозная система, масляной бак для лучшей развесовки из подкапотного пространства перекочевал в самый хвост. Итальянские инженеры даже разработали аэродинамический кузов в стиле
Mercedes-Benz 196 Stromlinienwagen, но в Гран-При он почти не использовался. Мощность двигателя увеличилась немного, до 245 л.с., но при этом улучшились характеристики на средних оборотах. Вскоре появилась пятиступенчатая коробка передач.
В сезоне-1955 пилотам Maserati лишь дважды удалось подняться на третью ступеньку подиума, но в 1956-м в команде появился Стирлинг Мосс, который выиграл Гран-При Монако. Альфьери продолжил модернизацию 250F, и на домашнем Гран-При Италии появилась версия Fuoricentro ("смещенный центр"). Карданный вал сдвинули еще левее, сиденье пилота опустили еще ниже, благодаря чему заметно снизилось лобовое сопротивление. Мосс выиграл гонку в Монце и стал вице-чемпионом.
|
Гран-При Италии 1956 года, Стирлинг Мосс и 250F Fuoricentro
|
В 1957 году появилась очередная версия 250F Tipo 2. Альфьери спроектировал новую раму и более легкий кузов. Мощность двигателя довели до 270 л.с. В команду вернулся Фанхио, который выиграл четыре из первых шести этапов и досрочно стал пятикратным чемпионом. Последнюю победу Хуан-Мануэль одержал в Германии, где после неудачного пит-стопа проигрывал паре пилотов Ferrari 48 секунд, но за 10 кругов догнал соперников, семь раз обновив рекорд Нюрюургринга, и перед самым финишем вышел вперед.
В 1958 году Maserati закрыла заводскую команду, но машины 250F использовались клиентами до 1960 года включительно, пока не изменился технический регламент. В этот период появилась последняя ультралегкая версия Tipo 3. Всего инженеры из Модены построили 26 машин различных модификаций, и в 46 гонках было зафиксировано в общей сложности 277 стартов за рулем 250F. Позже Мосс, который выиграл за рулем 250F два Гран-При, говорил, что это была лучшая машина с передним расположением двигателя из тех, что ему довелось пилотировать.
|
Гран-При Германии 1957 года, Хуан-Мануэль Фанхио и 250F Tipo 2
|
Победы Maserati 250F:
17.01.1954
|
Аргентина, Буэнос-Айрес
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
20.06.1954
|
Бельгия, Спа
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
13.06.1956
|
Монако, Монте-Карло
|
Стирлинг Мосс
|
02.09.1956
|
Италия, Монца
|
Стирлинг Мосс
|
13.01.1957
|
Аргентина, Буэнос-Айрес
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
19.06.1957
|
Монако, Монте-Карло
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
07.07.1957
|
Франция, Руан
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
04.08.1957
|
Германия, Нюрбургринг
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
Технические характеристики Maserati 250F: