С 1954 года чемпионат мира вновь стал проводиться по правилам Формулы-1, при этом регламент претерпел значительные изменения. Отныне команды могли использовать двигатели без компрессоров объемом до 2,5 л или с компрессором до 0,75 л. На трассы вернулись "серебряные стрелы", которые на два года заметно осложнили жизнь итальянским командам.
В 1930-х немецкие машины Auto Union и Mercedes-Benz задавали тон на гоночных трассах Европы. Но после войны понадобилось время, чтобы автомобильная промышленность Германии хоть немного окрепла, только тогда можно было задуматься об автоспорте. В начале 1950-х в компании Mercedes-Benz решили вернуться в большие гонки с проектом W196, который возглавил Рудольф Уленхот, автор довоенных "серебряных стрел".
Размаху спортивного подразделения из Штутгарта могут позавидовать современные команды Формулы-1. Судите сами: 200 конструкторов и инженеров, 300 механиков и высококвалифицированных рабочих, специальные автовозы и автобусы для отдыха пилотов - прообразы современных моторхоумов. Ежемесячный бюджет проекта составлял 500 тысяч марок.
В основе конструкции W196 лежала пространственная рама из 25-миллиметровых тонкостенных стальных труб, которая накрывалась кузовом из листового дюралюминия. Передняя подвеска традиционной конструкции на двойных поперечных рычагах. Сзади использовалась подвеска с поперечными рычагами с низкорасположенной осью качения и продольными "параллелограммами Уатта". Вместо пружин спереди и сзади использовались продольные торсионы. Сзади располагались 250-литровый топливный бак и 40-литровая емкость для масла. Двигатель устанавливался спереди, коробка передач для лучшей развесовки - сзади, в блоке с главной передачей.
|
Гран-При Франции 1954, Хуан-Мануэль Фанхио и Stromlinienwagen
|
Рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 2,5 л был передовым для своего времени. Блок цилиндров был отлит с неотъемной головкой - моноблок! Клапаны, по два на один цилиндр, приводились десмодроновым механизмом от двух верхних распредвалов. Отказ от применения пружин в приводе клапанов позволил избавиться от "зависания" на высоких оборотах. Шестнадцать свечей работали от двух магнето. Система питания - новинка для того времени - непосредственный впрыск топлива Bosch. Первые версии двигателя выдавали мощность 257 л.с. В 1955 году удалось добиться показателя 290 л.с.
Машина оснащалась синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач ZF. И это в то время, когда немногие соперники могли похвастаться даже четырехступенчатой коробкой передач.
Единственное слабое место W196 - тормоза. К слову, некоторые британские и итальянские команды уже работали с дисковыми тормозами, а инженеры Mercedes-Benz по какой-то причине выбрали устаревшие барабанные механизмы. Диаметр передних барабанов составлял 380 мм. Чтобы снизить неподрессоренные массы, их вынесли из колес ближе к центру машины. При этом пришлось подумать о дополнительном охлаждении тормозов. Так, к задним барабанам охлаждающий воздух подводили специальные каналы.
С июня 1954 года по июль 1955 года было построено 15 машин W196 трех версий, каждая из которых отличалась размером колесной базы. При этом любая машина могла оснащаться как закрывающим колеса кузовом Stromlinienwagen (он же "Тип Монца"), так и более традиционным Rumpfwagen. Последний, хотя и имел на 28% большее лобовое сопротивление, был на 40 кг легче и позволял пилоту видеть колеса, облегчая управление в сложных поворотах.
|
Гран-При Германии 1954, Хуан-Мануэль Фанхио
|
Лидером команды Mercedes стал чемпион 1951 года Хуан-Мануэль Фанхио. Компанию ему составили немецкие пилоты Карл Клинг и Ханс Херрманн. Дебют W196 состоялся на Гран-При Франции, на четвертом этапе сезона-1954. Фанхио и Клинг легко выиграли квалификацию, а потом добились победного дубля в гонке, обогнав всех соперников на один круг. В Великобритании Фанхио финишировал четвертым, после чего пожаловался, что закрытый кузов мешает ориентироваться на трассе. С тех пор вариант Stromlinienwagen использовался только на скоростных трассах. Аргентинец легко выиграл следующие три этапа в Германии, Швейцарии и Италии и досрочно стал чемпионом. Справедливости ради стоит отметить, что во время пропущенных командой Mercedes двух гонок в начале сезона Хуан-Мануэль выступал за рулем
Maserati и добился двух побед, которые внесли свой вклад в завоевание чемпионского титула.
В 1955 году Фанхио выиграл четыре гонки из шести. Еще одну победу заработал его новый партнер по Mercedes Стирлинг Мосс. В трех случаях пилоты немецкой команды добились победного дубля, а на Гран-При Великобритании четыре "серебряные стрелы" заняли на финише четыре первых места! Нетрудно догадаться, что Фанхио в тот год стал трехкратным чемпионом. Машина Mercedes-Benz W196 выиграла 9 из 12 гонок и по праву считается одной из лучших в истории автоспорта.
Но на этом история Mercedes-Benz в Формуле-1 прерывается на долгие годы. В 1955 году во время легендарного марафона "24 часа Ле-Мана" произошла страшная авария, в результате которой погибли восемьдесят зрителей и пилот Mercedes Пьер Левег. В знак траура многие гонки были отменены, а немецкая компания решила закрыть всю автоспортивную программу. В кольцевые гонки трехлучевая звезда вернется только в середине 1980-х.
|
Гран-При Великобритании 1955, Стирлинг Мосс
|
Победы Mercedes-Benz W196:
04.07.1954
|
Франция, Реймс
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
01.08.1954
|
Германия, Нюрбургринг
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
22.08.1954
|
Швейцария, Бремгартен
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
05.09.1954
|
Италия, Монца
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
16.01.1955
|
Аргентина, Буэнос-Айрес
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
05.06.1955
|
Бельгия, Спа
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
19.06.1955
|
Голландия, Цандвоорт
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
16.07.1955
|
Великобритания, Эйнтри
|
Стирлинг Мосс
|
11.09.1955
|
Италия, Монца
|
Хуан-Мануэль Фанхио
|
Технические характеристики Mercedes-Benz W196: