За последние двадцать лет в Формуле-1 появилось около двух десятков новых команд. Большая часть их них получилась путем покупки и переименования существующих команд, и только восемь были созданы с нуля, в том числе американская Haas. Мы решили составить рейтинг дебютов.
8 место - Lola, 1997 год
Компания Lola, начиная с 1960-х, эпизодически строила машины для частных коллективов Формулы-1, и только в 1997 году решила выставить заводскую команду. Титульным спонсором команды стала компания MasterCard, а за руль машин сели Винченцо Соспири и Риккардо Россет, чемпион и вице-чемпион младшей серии Формула-3000. Вот только сами машины оказались весьма неконкурентоспособными: в квалификации пилоты показали худшие результаты, проиграв обладателю поула более одиннадцати секунд!
На старт Соспири и Россет не попали из-за правила 107%. А уже через пару недель команда перестала существовать.
7 место - HRT, 2010 год
В сезоне-2010 в Формуле-1 появились сразу три новые команды благодаря конкурсу, проведенному ФИА. Среди них был испанский коллектив HRT, машину для которого создала компания Dallara.
В своей первой квалификации пилоты HRT Бруно Сенна и Карун Чандхок показали 23-й и 24-й результаты, проиграв обладателю поула 9 и 10 секунд соответственно. Однако стюарды допустили команду к старту в гонке. Карун вылетел уже на втором круге, а Бруно сошел на 18-м из-за перегрева двигателя.
Команда HRT просуществовала три года, и за это время ее пилоты ни разу не смогли финишировать выше 13 места.
6 место - Virgin, 2010 год
Чуть лучше прошел дебют команды Virgin. Особенностью новой машины являлось то, что она полностью была спроектирована на компьютере при помощи технологий CFD. В квалификации Гран-При Бахрейна Тимо Глок и Лукас ди Грасси показали 19-й и 22-й результаты. В гонке они сошли из-за проблем с техникой на 17-м и 3-м кругах соответственно.
Через два года команда превратится в Marussia, в составе которой Жюль Бьянки заработает 2 очка за 9 место в Монако. А еще через четыре года она сменит вывеску на Manor.
5 место - BAR, 1999 год
Команда BAR была создана при поддержке табачного концерна BAT, ее совладельцем и одним из пилотов стал чемпион 1997 года Жак Вильнев. В пару к нему пригласили чемпиона Формулы-3000 и бывшего тест-пилота McLaren Риккардо Зонту.
В квалификации первого Гран-При Австралии Вильнев и Зонта показали 11-й и 19-й результаты. Жак сошел практически сразу из-за поломки антикрыла. Риккардо не дотянул до финиша девять кругов - отказала коробка передач. На момент схода бразилец занимал восьмую позицию.
По ходу дебютного сезона BAR не заработала ни одного очка. Зато потом она получила поддержку компании Honda, которая выкупила команду в 2006 году. В начале 2009-го японцы фактически подарили команду Россу Брауну, что не помешало ей выиграть чемпионат. А в 2010-м ее владельцем стала компания Mercedes.
4 место - Stewart, 1997 год
В 1997 году в Формуле-1 повилась команда трехкратного чемпиона Джекки Стюарта, которому удалось заручиться поддержкой автогиганта Ford. Первым пилотом стал экс-пилот Jordan Рубенс Баррикелло, его партнером - Ян Магнуссен, отец Кевина Магнуссена.
В первом Гран-При Баррикелло и Магнуссен стартовали с 11-й и 19-й позиций, но до финиша не добрались. На середине дистанции из-за поломки подвески сошел молодой датчанин, а за десять кругов до финиша не выдержал двигатель у шедшего восьмым бразильца.
В 1999 году команда выиграет одну гонку, но в конце сезона компания Ford выкупит ее у Стюарта и переименует в Jaguar. В 2005 году новым владельцем станет известный производитель напитков Red Bull.
3 место - Lotus, 2010 год
Третьей командой Формулы-1, появившейся в 2010 году благодаря конкурсу ФИА, стал малазийский коллектив 1Malaysia Racing Team. Ее владельцу Тони Фернандесу удалось получить права на использование марки Lotus, хорошо известной в мире автоспорта. В качестве пилотов пригласили опытных Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнена.
В первой гонке Трулли и Ковалайнен стартовали с 20-й и 21-й позиций. Ярно сошел из-за отказа гидравлики за три круга до финиша, а Хейкки финишировал 15-м с отставанием два круга. Финн стал единственным представителем новых команд, увидевшим клетчатый флаг.
Команда просуществует пять лет. В 2012 году из-за споров вокруг прав на марку Lotus она сменит имя на Caterham, в конце 2014 года будет объявлена банкротом. Лучший результат - 11 место Виталия Петрова в Гран-При Бразилии 2012 года.
2 место - Toyota, 2002 года
В сезоне-2002 в Формуле-1 появилась заводская команда Toyota. Для подготовки к первому сезону японцы построили тестовую машину, с который в течение 2001 года провели многочисленные тесты на разных трассах. Первым пилотом стал опытный Мика Сало, его партнером - Аллан Макниш, за плечами у которого был опыт работы тест-пилотом во многих ведущих командах Формулы-1.
На стартовом поле Гран-При Австралии Сало и Макниш заняли 14-ю и 16-ю позиции. Уже в первом повороте, став участником массового столкновения, выбыл шотландец. Сало же смог добраться до финиша и заработать одно очко за шестое место. Правда, финн при этом проиграл победителю гонки два круга.
По ходу первого сезона Сало заработает еще одно очко. Но явно не на это рассчитывала команда с самым большим бюджетом в Формуле-1. В 2009 году, так и не добившись серьезных результатов, Toyota покинет чемпионат.
1 место - Haas, 2016 год
Впервые с 1986 года в Формуле-1 появилась американская команда. Джин Хаас поставил на тесное сотрудничество с Ferrari, пригласил опытного Романа Грожана и не прогадал: 6 место в дебютной гонке - повторение результата 12-летней давности.
Конечно, в чем-то помогла авария Фернандо Алонсо и остановка гонки, однако на дистанции Грожан показал темп, сравнимый со скоростью Force India, Toro Rosso и McLaren.