Сезон-1994 запомнится страшными авариями, скандалами, дисквалификациями, уходами и возвращениями чемпионов.
Перед стартом сезона под запрет попали многочисленные электронные вспомогательные системы, в том числе активная подвеска, автоматические коробки передач, тракшн-контроль и тому подобное. В то же время ФИА разрешила дозаправки.
Как и
год назад, в рядах топ-команд произошли перестановки.
Действующий чемпион Ален Прост завершил карьеру, а его место в Williams занял Айртон Сенна (#2). Вторым пилотом команды Фрэнка Уильямса остался Дэмон Хилл (#0). Команда McLaren заключила контракт с Peugeot, а ее пилотами стали бывший тест-пилот Мика Хаккинен (#7) и ветеран Мартин Брандл (#8). Команду Benetton представлял Михаэль Шумахер (#5). Его партнером должен был стать Джей-Джей Лехто, но во время тестов он попал в аварию, и поначалу место в машине #6 занял Йос Ферстаппен. Затем Лехто несколько раз возвращался, а в конце его место занял Джонни Херберт.
Сезон начался с нескольких серьезных аварий. Сначала на тестах попал в серьезную аварию Лехто. На первом Гран-При Бразилии завал устроил Эдди Ирвайн (#15), собравший в кучу несколько машин. Потом был черный уик-энд в Имоле: в пятницу разбился Рубенс Баррикелло (#14), но обошлось сильными ушибами, в субботу в смертельную аварию из-за поломки заднего антикрыла попал пилот Simtek Роланд Раценбергер (#32), а во время воскресной гонки погиб Айртон Сенна. На следующем этапе в Монако разбился представитель Sauber Карл Вендлингер (#29). Австриец несколько месяцев провел в коме, но смог вернуться за руль в конце сезона.
Такой старт сезона и первая с
1982 года смерть пилота заставили ФИА в срочном порядке внести изменения в регламент. На некоторых трассах появились временные шиканы из шин, а двигатели немного придушили - все это для того, чтобы снизить скорость болидов.
Лучше всех к новым правилам адаптировалась команда Benetton. Шумахер выиграл шесть из семи гонок и создал отрыв в 37 очков - цена четырех побед! Лишь к середине сезона пришла в себя Williams. Хилл, неожиданно ставший лидером команды, выиграл в Испании и Великобритании, благодаря чему немного сократил отставание от немца.
А затем была дисквалификация Шумахера. В Бельгии, где он победил, машина оказалась несоответствующей регламенту. Команда Benetton подала протест, но ей припомнили игнорирование черного флага в Великобритании и нелегальные доработки заправочной машины - в итоге Михаэль пропустил два следующих этапа в Италии и Португалии.
Три гонки, в которых Шумахер был дисквалифицирован или был отстранен от участия, выиграл Хилл. Преимущество немца сократилось до одного очка. Вернувшийся Михаэль выиграл Гран-При Европы, а Хилл ответил победой в Японии. Перед последним этапом в Австралии двух претендентов разделяло всего одно очко.
Шумахер выиграл старт решающей гонки и долго лидировал. Но на середине дистанции он вылетел, зацепил бетонную стенку и повредил заднюю подвеску. Хилл попытался проскочить мимо хромой машины, но немец вывернул руль в сторону соперника и... Benetton подлетел в воздух, после чего уткнулся в защитный барьер. Williams со сломанной передней подвеской доковылял до боксов, но механики только развели руками - заменить рычаг за считанные минуты нереально. Так Шумахер выиграл первый титул.
Сенну за рулем Williams заменил тест-пилот команды Дэвид Култхард (#2). Он провел всего восемь гонок и едва не выиграл гонку в Португалии - пришлось пропустить вперед лидера команды, который боролся за титул.
Во Франции место Култхарда занял
чемпион 1992 года Найджел Мэнселл (красный #2), вызванный из-за океана. Британец не смог доехать до финиша из-за физических проблем, но потом вернулся на три финальных Гран-При. "Британский лев" провел яркую дождевую гонку в Японии и выиграл финальный Гран-При Австралии. Не без помощи Мэнселла команда Williams выиграла кубок конструкторов.
Команда Ferrari отпраздновала первую с 1990 года победу: Гран-При Германии выиграл Герхард Бергер (#28). Правда, в той гонке до финиша добрались лишь несколько пилотов после того, как завал на старте устроил Мика Хаккинен. Из-за этого будущий двукратный чемпион пропустил следующую гонку в Венгрии.
Что касается McLaren, то команда Рона Денниса в этом сезоне осваивала новые двигатели Peugeot. Французские моторы очень часто горели, и если Хаккинену все же удавалось доехать до финиша, то непременно на подиуме. Правда, ни разу не удалось победить. По окончанию сезона пути McLaren и Peugeot разошлись.
На Гран-При Германии серьезный инцидент произошел в боксах Benetton. Во время дозаправки топливо из шланга хлынуло на машину Ферстаппена и тут же воспламенилось. Обошлось без серьезных последствий. Представители ФИА изучили заправочную машину команды и пришли к выводу, что она была незаконно доработана: инженеры Benetton внесли изменения в конструкцию, пожертвовав безопасностью ради повышения скорости заправки. В итоге, как уже было сказано выше, пилот команды получил дисквалификацию.
После гибели Сенны, на старте гонки в Монако, не было ни одного чемпиона Формулы-1. Произошло это впервые с Гран-При Италии 1960 года.
Сезон-1994 стал последним в истории команды Lotus. Не набрав ни одного очка, некогда легендарный коллектив покинул чемпионат. Спустя 16 лет на трассах появится малазийская команда, выкупившая известное имя.
Чемпионат пилотов
1 Михаэль Шумахер Benetton Ford 92 (8 побед)
2 Дэмон Хилл Williams Renault 91 (6 побед)
3 Герхард Бергер Ferrari 41 (1 победа)
4 Мика Хаккинен McLaren Peugeot 26
5 Жан Алези Ferrari 24
6 Рубенс Баррикелло Jordan Hart 19
7 Мартин Брандл McLaren Peugeot 16
8 Дэвид Култхард Williams Renault 14
9 Найджел Мэнселл Williams Renault 13 (1 победа)
10 Йос Ферстаппен Benetton Ford 10
Кубок конструкторов
1 Williams Renault 118 (7 побед)
2 Benetton Ford 103 (8 побед)
3 Ferrari 71 (1 победа)
4 McLaren Peugeot 42
5 Jordan Hart 28