McLaren - одна из самых старейших и самых успешных команд Формулы-1. С момента своего появления в чемпионате в 1966 году пилоты McLaren регулярно числятся в претендентах на победы. Но были в истории команды и провальные сезоны, которые во многом связаны с неудачными конструкциями техники.
McLaren Ford M28, 1979 год
В сезоне-1978 на трассах чемпионата царствовала машина Lotus 79 с граунд-эффектом. Все соперники без исключения бросились разрабатывать свои версии машины-крыла. В середине 1978 года закипела работа над подобным проектом и в конструкторском бюро McLaren, которая после нескольких лет борьбы за титул начала скатываться вниз. Команду покинул чемпион Джеймс Хант, но ему на замену собирались пригласить одного из ведущих пилота Формулы-1 Ронни Петерсона.
К сожалению, Петерсон погиб в конце сезона-1978, став посмертно вице-чемпионом. Не лучшая судьба ждала и новый проект McLaren M28. Машина получилась громоздкой по сравнению с предшественницей M26 - тенденция того сезона, желание конструкторов по-максимуму использовать граунд-эффект. Еще во время тестов выяснилось, что этот самый гранд-эффект работает на M28 не очень удачно. Удивительно, но на первом Гран-При в Аргентине Джону Уотсону удалось финишировать третьим. Но больше на подиум в тот сезон ни Уотсон, ни его партнер по McLaren Патрик Тамбэ не поднялись. Тамбэ и вовсе ни заработал ни одного очка. Не помогли и модернизированные варианты M28B и M28C. Во второй половине сезона McLaren выставил новую модель M29.
McLaren Ford M29, 1979-1981 гг.
Первый проект машины с граунд-эффектом McLaren M28 потерпел неудачу. В срочном порядке инженеры команды подготовили к середине сезона-1979 модель M29, в которой постарались учесть слабые стороны предшественницы.
Дебют M29 на Гран-При Великобритании выдался относительно удачным: Уотсон стартовал седьмым и финишировал четвертым. Но в дальнейшем все вернулось на свои места: Уотсон и Тамбэ стартовали из середины второго десятка и боролись за места в конце первой десятки. До конца 1979 года Уотсону удалось заработать еще 4 очка, и с 15 очками команда закончила сезон на 7 месте в кубке конструкторов.
Сезон-1980 команда начала с модернизированной машиной M29B. Новичок Ален Прост, заменивший Тамбэ, дважды смог финишировать в очках, обыграв более опытного Уотсона. Но на третьем этапе в Южной Африке француз угодил в аварию и пропустил два этапа. На четвертом этапе появилась машина McLaren M29C, с которой команда провела остаток сезона. Уотсон дважды финишировал четвертым в Лонг-Биче и Канаде, еще одно очко за шестое место заработал Прост в Великобритании. С 11 очками McLaren заняла 9 место в Кубке конструкторов.
Накануне сезона-1981 во главе McLaren встал Рон Деннис. Машины M29F использовались в первых гонках, но затем появилась углепластиковая MP4/1, которая принесла команде долгожданную победу, первую с 1977 года.
McLaren Mercedes MP4/10, 1995 год
В 1995 году началось сотрудничество McLaren с Mercedes. Перед стартом сезона команда подписала контракт с чемпионом 1992 года Найджелом Мэнселлом, который после двух лет выступлений в Indycar решил вернуться в Формулу-1. Но располневший британец не влез в кокпит новой машины MP4/10, которую за характерное крыло на кожухе двигателя прозвали бипланом. Так что две первые гонки вместо него в качестве партнера Мики Хаккинена провел тест-пилот Марк Бланделл.
Начинался сезон не очень удачно - видимо, сказались частые смены поставщиков двигателей за последние годы: в 1992-м закончилось сотрудничество с Honda, в 1993-м команда на один сезон стала клиентом Ford, в 1994-м началось и сразу же прервалось партнерство с Peugeot - доводить шасси в таких условиях не очень просто. Первая гонка закончилась двойным финишем в призовой шестерке, но в дальнейшем зарабатывать очки удавалось с трудом, было очень много сходов из-за технических проблем. На третьем этапе в Сан-Марино Мэнселл все же дебютировал в составе McLaren, но после двух гонок, в одной из которых он финишировал только десятым, "британский лев" снова уступил место Бланделлу, решив окончательно завершить карьеру в Формуле-1.
После 11 этапов команда откатилась на 6 место в кубке конструкторов. Наконец, в Италии Хаккинену на модернизированном варианте MP4/10B уже без характерного среднего крыла удалось подняться на вторую ступеньку подиума. Через месяц Мика повторил свой успех в Японии. Сезон команда закончила на 4 месте с 30 очками. Закончила, к сожалению, на печальной ноте - во время тренировки финального Гран-При Австралии из-за прокола колеса попал в серьезную аварию Хаккинен. К счастью, через пару месяцев финн вернулся в строй и вместе с командой начал восхождение к чемпионскому титулу.
McLaren Mercedes MP4-18A, 2003 год
К старту сезона-2003 конструкторский штаб McLaren во главе с Эдрианом Ньюи готовил революционную модель MP4-18A. Дебют новинки откладывался, и начало чемпионата Дэвид Култхард и Кими Райкконен провели на доработанной машине 2002 года MP4-17D. Время шло, пресса писала о машине с невиданными характеристиками с невероятно мощным двигателем Mercedes, Райкконен на прошлогодней машине боролся за титул, а появление MP4-18A все откладывалось. Когда же в присутствии высшего руководства McLaren и Mercedes прошли первые тесты новой машины, стало ясно, что ее конструкция еще достаточно сыровата. Учитывая борьбу Кими за титул, было принято решение бросить большую часть ресурсов на доработку уже проверенной машины MP4-17D. Как известно, финн проиграл Михаэлю Шумахеру в борьбе за титул всего два очка.
А на базе MP4-18A Ньюи довольно быстро сконструировал машину MP4-19, которая вышла на тесты уже в декабре 2003 года. Райкконену и Култхарду лишь изредка удавалось квалифицироваться в первой десятке, и за первые десять гонок пилоты заработали всего 15 очков, ни разу не поднявшись в итоговой классификации выше пятого места. На Гран-При Франции дебютировала полностью новая машина MP4-19B, на которой Райкконену удалось выиграть Гран-При Бельгии.
McLaren Mercedes MP4-28, 2013 год
В 2012 году машина McLaren MP4-27 была одной из лучших в чемпионате: Льюис Хэмильтон и Дженсон Баттон регулярно боролись за победы и до определенного момента даже претендовали на чемпионский титул. В 2013 году команда из Уокинга, несмотря на минимальные изменения в регламенте, решилась на революцию в виде MP4-28.
Увы, революция обернулась катастрофой. Серьезные изменения в передней подвеске сказались на аэродинамическом балансе машины. В условиях ограничения на тесты инженеры McLaren так и не смогли разобраться с проблемами. По ходу сезона Баттону и его новому партнеру Серхио Пересу ни разу не удалось финишировать на подиуме. Впервые с 2004 года команда выпала из первой четверки в Кубке конструкторов, после чего последовали кадровые перестановки: место руководителя Мартина Уитмарша занял Эрик Булье, техническим директором стал Питер Продромоу, принимавший участие в создании чемпионских болидов Red Bull.
McLaren Mercedes MP4-29, 2014 год
После провального сезона-2013 команда подготовила более конкурентоспособную машину MP4-29. Сезон начался на высокой ноте: дебютант Кевин Магнуссен финишировал вторым, а третье место на подиуме занял Дженсон Баттон - команда после первой гонки стала лидером в Кубке конструкторов! Однако этот двойной подиум оказался единственным в том году: с каждой гонкой команда откатывалась назад и в итоге закончила сезон на пятой позиции.
Одной из причин неудачи можно считать переход McLaren из статуса партнера Mercedes в статус клиентской команды. В руководстве сделали выводы и заключили эксклюзивный контракт с японской компанией Honda.
McLaren Honda MP4-30, 2015 год
С точки зрения результатов, MP4-30 - самая неудачная машина. Пилотам команды в лице чемпионов Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона ни разу не удалось подняться выше пятого места! Перед последней гонкой в Абу-Даби команда занимает 9 место в Кубке конструкторов без шансов улучшить свое положение - в последний раз такое было 35 лет назад, перед приходом Рона Денниса.
С точки зрения шасси, коллективу инженеров во главе с Питером Продромоу удалось создать весьма эффективную конструкцию, что подтверждается результатами на медленных трассах. Слабое место MP4-30 - силовая установка Honda, которой не хватает мощности и надежности. В следующем сезоне японские мотористы обещают заметно прибавить.