Сезон Формулы-1 возобновится после трехнедельного летнего перерыва одной из самых ожидаемых гонок в календаре − гонкой на трассе Спа-Франкоршам, на которую заявлены шины P Zero White средней жесткости (с белой маркировкой) и мягкие шины P Zero Yellow (с желтой маркировкой). По сравнению с Гран-При прошлого года для предстоящей гонки выбраны более мягкие составы, призванные поощрить разработку различных стратегий.
Трасса в Спа имеет протяженность чуть более семи километров и является самой длинной в календаре. В ней сочетаются такие характеристики, как скоростные прямые, преодолеваемые с полностью нажатой педалью газа повороты, абразивный асфальт и резкие перепады высот, что все вместе сильно нагружает шины. В довершение к этому следует упомянуть переменчивую погоду с частыми и сильными ливнями, выступающую характерной чертой живописной местности в Арденнских горах, где располагается гоночная трасса. Все это увеличивает вероятность появления на трассе автомобиля безопасности, поэтому крайне важно уметь быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, а также иметь максимально полную информация для разработки эффективной гоночной стратегии. Кроме того, эта гоночная трасса проверяет универсальность болидов, шин и пилотов, так как на одной части кольца может быть дождь, а другая может оказаться при этом совершенно сухой.
Пол Хэмбери, Директор подразделения Pirelli автоспорт: "Трасса в Спа является одной из самых легендарных трасс сезона. Эту трассу мы знаем очень хорошо, в том числе благодаря нашему участию в гонке "24 часа Спа" среди автомобилей класса GT. Ключевым элементом можно назвать шину, которая приспосабливается к складывающимся обстоятельствам, то есть может одинаково хорошо работать на различных трассах и при различных погодных условиях, что очень характерно для Бельгии. Несмотря на традиционно высокую степень износа и снижения характеристик шин на трассе в Спа, что объясняется разнообразными нагрузками, приходящимися на шины, мы выбрали мягкие шины и шины средней жесткости впервые с 2011 года. Шины с более мягким составом резиновой смеси, вероятно, станут основными в квалификации, так как они позволяют проехать гоночный круг за существенно меньшее время, чем шины с более жестким составом. Такую значительную разницу можно объяснить длиной круга в Спа, что также выводит на первый план правильную гоночную стратегию: выбор нужной шины в нужный момент позволяет выиграть больше времени, чем на любой другой трассе. Во время этой гонки при определенных обстоятельствах абсолютно реально подняться с последней позиции на первую, поэтому данный Гран-При и получается таким захватывающим".
Жан Алези, Консультант Pirelli: "Спа - это, попросту, самая лучшая трасса с точки зрения получения удовольствия от пилотирования, но при этом она же является одинаково сложной как при сухой, так и при дождливой погоде. Шинам здесь также приходится очень тяжело. Асфальт очень абразивен, поэтому степень износа получается очень высокой. В начале моей формульной карьеры у нас были квалификационные шины, но тогда было очень сложно доехать до конца одного быстрого круга без "пузырения" шин в той или иной степени. На подъезде к "Автобусной остановке", что сразу перед боксами, шины были уже сильно изношены. Теперь все иначе: шины стали более износостойкими. В Спа требуется настраивать болиды на низкую прижимную силу, иначе они не смогут развить нужную скорость на прямых, а именно там отвоевывается основное время на круге. Абразивность асфальта трассы превращается в преимущество во время дождя, который оказывается достаточно частым явлением. Поэтому даже с мокрой трассой имеется хорошее сцепление".
Трасса с точки зрения шин:
На трассе в Спа очень важно справиться с огромным количеством энергии, проходящим через шины во всех направлениях. В повороте Eau Rouge (О Руж), например, двигатель развивает максимальную мощность, а болиды движутся со скоростью 300 км/ч и испытывают отрицательное сжатие в районе 1G и поперечное ускорение примерно 5G.
В результате нагрузке, которая не характерна ни для любой другой трассы, подвергается каркас и плечевая зона шин.
Шины средней жесткости отличаются низким рабочим температурным диапазоном, следовательно, они могут продемонстрировать оптимальные характеристики даже в широком диапазоне низких температурах, часто наблюдаемых в Спа. Мягкие шины, наоборот, наделены высоким рабочим температурным диапазоном, то есть лучше подходят для эксплуатации при более высоких температурах. Дождь - это обычное явление в Спа, но его не было ни во время гонки "24 часа Спа" в прошлом месяце, ни во время Гран-При Бельгии прошлого года.
Низкая прижимная сила, на которую настраиваются болиды в Спа, зачастую отрицательно сказывается на торможении. Поскольку болид меньше прижимается к асфальту при торможении, существует вероятность блокировки колес, а это может привести к повреждению шин (образованию плоских участков).
В прошлом году победной оказалась стратегия с двумя пит-стопами: пилот команды Red Bull Себастьян Феттель проехал два отрезка на шинах средней жесткости и последний отрезок на жестких шинах (именно такой была шинная заявка на данный Гран-При 2013 года) и первым пересек финишную черту после старта со второго места решетки. Пилот команды Lotus Роман Грожан финишировал восьмым, побывав в боксах лишь один раз.